Банковская гарантия по 94-ФЗ: а что было до принятия 44-ФЗ?

Новые веяния ФЗ-44 на смену старому закону №94

Банковская гарантия по 94-ФЗ: а что было до принятия 44-ФЗДолгое время государственные заказы на торгах регулировал ФЗ-94. Этот закон работал на протяжении многих лет. Однако он имел и немало лазеек, которыми пользовались недобросовестные заказчики, финансовые заведения и исполнители контрактов. В результате эффективность расходования бюджетных средств была очень низкая, процветало мошенничество и коррупция.

Банковская гарантия по 94-ФЗ была достаточно несложным документом, повсеместно штамповались подделки, которые было трудно определить. В результате в 2013 году был разработан новый ФЗ-44, в котором значительно больше стало уделяться внимания к самой процедуре торгов, подготовке и проверке документации, требованиям ко всем сторонам тендерных сделок.

В ФЗ-94 содержалось 65 статей, в новом 44 законе их уже стало 115. В старом документе не было каких-то определённых норм по принципам размещения конкурсов и аукционов. Основной его целью было развитие конкуренции и информационная открытость. В новом ФЗ-44 добавилась ответственность сторон, профессионализм и единство системы. Появились также двухэтапные конкурсы и тендеры с ограниченным количеством игроков.

Обеспечение контрактов и борьба с криминалом

По новому закону заказчики теперь обязаны планировать свои закупки на три года вперёд, если контракт превышает сумму в миллиард рублей, то его необходимо выносить на общественное осуждение. Важнейшим моментом стала борьба с демпингом. Теперь, если резко снижается цена на работы, то предпринимаются меры, вплоть до дисквалификации участников тендеров.

Но главные изменения коснулись вопроса обеспечения контракта. Банковская гарантия по 94-ФЗ и современный такой документ по 44-ФЗ имеют серьёзные отличия. Теперь заявки и контракты необходимо обеспечивать в обязательном порядке, если только речь не идёт о единственном поставщике. Отменили такой инструмент, как поручительство компаний или частных лиц. Сегодня обеспечить договор можно только двумя способами. Первый- перевод собственных средств на счет заказчика, второй- получить банковскую гарантию в кредитной организации.

Ранее часто недобросовестные заказчики делали так, что тендеры выигрывали только нужные компании. За взятки чиновники создавали такие условия подачи заявок на конкурс, что их могла выполнить только своя, подставная фирма. Теперь это исключено. Компании обязаны находится в равных условиях.

Значительно и усилилась борьба с подделками. Ещё несколько лет назад оформить банковскую гарантию для бенефициара можно было, купив ее чуть ли не с рук. При этом не требовалось даже демонстрировать какие-то документы. Любопытно, что даже такие грубые подделки было достаточно трудно проверить. Банковская гарантия по 94-ФЗ могла быть сделана где угодно и кем угодно. Это этого страдали все. Заказчики теряли государственные средства, которые выплачивались мошенническим структурам. Добросовестные компании, связавшись с аферистами могли попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Банковские заведения теряли клиентов и авторитет из-за наводнивших рынок поддельных гарантий под именем реальных финансовых учреждений.

Сегодня все банковские гарантии вносятся в специальный реестр, при этом в данный перечень их внести обязаны сами финансисты. Любопытно, что банкиры также проверяются не недобросовестность. Если какой-то сотрудник финансового заведения решит опубликовать в реестре подделку, то этот факт легко вскроется, поскольку все гарантии банка проверяет Федеральное казначейство.

Конечно – это далеко не все нововведения закона ФЗ-44. Они коснулись практически всех сфер тендерных закупок, начиная от подачи заявок и, заканчивая спорами в судах. В любом случае это всё сделано для повышения эффективности борьбы с криминалом и коррупцией.

Если у Вас еще остались вопросы, пишите нам через форму обратной связи.