Федеральный закон о банковских гарантиях: от 94-ФЗ к 44-ФЗ

Старый и новый закон о государственных закупках

В современной российской экономике именно государство является главным инвестором в строительство, развитие инфраструктуры, покупку товаров и услуг. В подавляющем большинстве крупных тендеров заказчиками являются федеральные, региональные или муниципальные структуры. С государством всегда выгодно подписывать контракты, ведь это всегда сулит широкие перспективы для развития бизнеса. Долгое время госзакупки регулировал закон 94-ФЗ. Ещё не было федерального закона о банковских гарантиях и других механизмов.

Проблемы применения 94-ФЗ

ФЗ-94 имел массу недостатков. Одна из основных проблем была в том, что, если контракт выполнялся некачественно, то государству было трудно вернуть вложенные средства. Кроме того, не было определённых стандартов для всех необходимых документов, которые требовались при участии в тендерах. Это позволяло недобросовестным подрядчикам пользоваться поддельными бумагами и заключать выгодные контракты, которые впоследствии не исполнялись. Также имелось достаточно мало способов проведения закупок, что создавало ситуации, когда специфические торги выигрывали фирмы, которые абсолютно не имели навыков деятельности в выбранной в конкурсе сфере деятельности.

Это создавало серьёзные проблемы для государства. Деньги уходили в никуда, повсюду появлялись долгострои, а представители государственных структур вынуждены были много времени проводить в судебных инстанциях, доказывая свою правоту. С другой стороны активно процветала и коррупция, когда самые выгодные конкурсы и аукционы заранее имели своих победителей – это подставные компании, либо те фирмы, которые вовремя чиновникам давали взятки. Фактически государственные тендеры превратились в одно огромное поле деятельности для незаконных и криминальных механизмов.

Нововведения 44-ФЗ, актуальные принципы оформления банковских гарантий

В 2014 году вступил в силу новый закон ФЗ-44 и федеральный закон о банковских гарантиях. Теперь тендеры стали более открытыми, появились новые виды торгов – с ограниченным количеством участников и двухэтапные конкурсы. Сегодня не могут отказаться от проведения конкурса и заказчики, им также не позволено менять документацию. Также запрещено заключать договора с единственным исполнителем контракта, если тендер не состоялся. Это позволило избавиться от проведения так называемых фиктивных аукционов, когда контракты заключались с нужными компаниями. Данный комплекс мер привёл к снижению коррупционных схем.

Но новый федеральный закон о банковских гарантиях сегодня значительно защищает и заказчика от мошеннических действий. Так отменено поручительство, а бенефициары сегодня уже не обязаны проверять на подлинность документы исполнителя контракта. С помощью предоставления банковской гарантии заказчику, последний всегда вернёт свои деньги, если что-то идёт не так или его пытаются обмануть. Теперь банки являются поручителями исполнителей контрактов, а данные учреждения, как известно всегда кропотливо и тщательно проверяют всех своих клиентов.

В новом федеральном законе о банковских гарантиях сегодня чётко прописаны вопросы исполнения договоров, их расторжения, обеспечения и контроля. Требования стали гораздо жёстче, вместе с тем, они привели к тому, что теперь исполнители контрактов более дисциплинированно относятся к выполнению условий договора. Конечно, в любом законе всегда можно найти изъяны, однако стремление к совершенству позволяет значительно снизить преступные мотивы со всех участников тендерных сделок. Это касается как исполнителей и заказчиков, так и многочисленных посреднических фирм, которые оказывают услуги в данной сфере.

Если у Вас остались вопросы или требуются услуги по предоставлению банковских гарантий для обеспечения заявок на торги или контракта, обращайтесь к профессионалам этой области.