С приходом лета в сфере банковских гарантий произошли некоторые изменения. 1 июня 2015 вступил в силу закон, по которому выдавать обеспечительные гарантии теперь могут любые коммерческие структуры.
Субъектный состав гарантов для правоприменителей остаётся тёмной лошадкой: похоже, законодатели в очередной раз промахнулись, сделав широкий жест.
«Что же здесь плохого?» – спросит неискушенный в тонкостях правовых коллизий читатель. Плохо одно – нормы законов противоречат друг другу. Так случается не впервые, и как показывает практика, пройдёт некоторое время, пока кто-то обратит на это внимание. Затем следующий «кто-то» проявит инициативу и подаст акт на корректировку, и только после этого нормы зазвучат гармоничнее. Много воды утечёт, а жизнь продолжается, и тендера тоже.
Независимая гарантия
ГК РФ, с приходом лета, в разделе о банковских гарантиях претерпел ряд новшеств:
- как уже сказано выше, в заветный круг гарантов законодателем допущены коммерческие организации, без оговорок и ограничений;
- изменен момент вступления гарантии в силу – по общему правилу, с момента её отправки или передачи гарантом;
- установлены обязательные реквизиты гарантии, чего не было в предыдущей редакции;
- уточнена процедура регрессных требований к получателю гарантии и некоторые другие новации.
Таким образом, коммерческие организации получили заветный доступ к лакомому пирогу банковского дела. Впрочем, их статус гаранта на сегодня остаётся достаточно шатким и неопределённым, что не помешает особо шустрым быстро приняться за дело.
Банковская, или как её теперь именуют, независимая гарантия как способ обеспечения обязательств в торгах, может гарантировать целый ряд обязательств:
- удовлетворительное выполнение обязанной стороной различных договорных обязательств;
- своевременные платежи, вне зависимости от возможной просрочки плательщика;
- соблюдение обязательств производителя продукции в течение гарантийного срока;
- проведение грузов через таможенный контроль;
- обеспечение заявки на участие в государственных или муниципальных торгах;
- гарантия выполнения победителем торгов своих тендерных обязательств.
Как видим, круг широк, но чаще всего банковское обеспечение используется в процедуре государственных аукционов, ведь закупки проводятся за счёт государственных или муниципальных средств, попадающих в зону особо пристального внимания органов власти и общественности.
Банковская гарантия в «госзакупочном» законе
Помимо Гражданского кодекса в законодательстве существует ещё один «монстр», регулирующий сферу гарантийного обеспечения. Это специальный закон о государственных контрактах от 2013 года под номером 44, от чего и прозван «фз-44».
Статья 45 достаточно подробно регламентирует вопросы торгов и ясно очерчивает, от кого участник аукциона может получить легитимную гарантию, пригодную для обеспечения государственных контрактов.
Такими субъектами признаны лишь банки, внесённые в особый реестр банков, предусмотренный Налоговым кодексом. Список исчерпывающий и исключений здесь нет.
Суть коллизии
Коллизия – несогласованность положений законов – очевидна. К сожалению, она довольно часто встречается, ведь законы нынче пекут, словно пирожки в фастфуде. Так вышло и на этот раз: независимая гарантия ГК РФ создала ситуацию неопределённости на рынке госзакупок.
Гражданский кодекс вроде бы открыл двери неограниченному числу коммерческих субъектов: мол, выдавайте гарантии все, если можете и хотите этим заниматься. И тут же статья 45 фз-44 довольно однозначно гласит, что гарантом может выступать лишь банк, причём не всякий, а только внесённый в «белый» налоговый список.
И что дальше? Выходит, что остальные гарантии для госзакупок становятся нелегитимными? Какого гаранта считать «правильным»? И где его найти? Надёжен ли он? Примет ли заказчик такую гарантию? На данный момент вопросов больше, чем ответов.
Если Вы не нашли ответ на Ваш вопрос в данной статье, воспользуйтесь формой обратной связи и напишите специалистам ФинГарантСервис, мы обязательно ответим.