Обеспечение исполнения контракта: банк диктует свои правила

Обеспечение исполнения контракта в банке

Сегодня договоры заключаются письменно, оставаясь самой распространённой формой сделки. Обстоятельства, влияющие на ход исполнения договора, бывают различные, в том числе, непредвиденные, именуемые форс-мажором. Благополучному выполнению сделки может помешать и недобросовестность стороны, и качество материалов, и человеческий фактор — всего не учесть и не предвидеть.
Для «страховки» интересов сторон законодатель предусмотрел возможность обеспечения заключённых договоров в виде задатка, поручительства, независимой гарантии и других способов. Независимая гарантия имеет довольно широкое применение в различных областях, в том числе, при заключении государственных контрактов.

«Гарантированный» контракт

По госзаказам расчёты, разумеется, проводятся за бюджетные средства, находящиеся под особым контролем закона и общественности., поэтому госзаказчик должен быть ограждён от возможного неисполнения обязательств контрагентом.
Согласно специальному закупочному закону, именуемому ФЗ-44, участник тендерных торгов обязан предоставить банковскую гарантию банка, подтверждающую надёжность выданных обязательств:

  • на участие в торгах — для всех участников;
  • при заключении госконтракта победителем;
  • на возврат аванса по контрактам на сумму свыше 50 млн. руб.

Банки на обеспечение исполнения контракта сегодня идут неохотно, ведь этот рынок перегружен финансово: закон требует каждый госконтракт обеспечить гарантией, но далеко не все заявители являются платёжеспособными. Спрос на гарантии высок, а потому и размер вознаграждения гаранта неуклонно ползёт вверх.
Нововведения в Гражданский кодекс расширили круг возможных гарантов, предоставив такое право коммерческим структурам, однако, строгий госзакупочный закон остался непреклонен: на аукционах принимаются только гарантии, выданные «особо доверенными» банками из специального реестра. Такие нормы, вероятно, призваны защитить государственную казну от рисков рыночной экономики.

Обеспечение исполнения контракта

Банк достаточно серьёзно подходит к предоставлению банковской гарантий, и это тоже устраивает законодателя: тщательная проверка положения заёмщика отсеивает ненадёжных и финансово нестабильных участников. По крайней мере, так задумано в идеале. Судя по отзывам, получение банковской гарантии «и в хвост, и в гриву» создаёт колоссальную нагрузку на добросовестных участников торгов, а у недобросовестных средства, как известно, есть всегда.
Серьёзные банки пытаются отсеять всех сомнительных заёмщиков, а потому проверяют не только финансовые сведения и бухгалтерские отчёты, но и некоторые юридические, регистрационные документы, полномочия первых лиц и другие параметры. Проще приходится повторным заявителям, которые уже проверены и заработали кредит доверия банка.
Сложившаяся напряжённая ситуация с выдачей банковских гарантий заставила задуматься и правительство: имеет ли смысл загонять все госконтракты под одну гребёнку или можно упростить доступ к некоторым видам госконтрактов? Сегодня же каждый участник торгов должен предусмотреть обеспечение исполнения контракта: банк возьмёт за свои услуги некоторую сумму, да и оформление гарантии потребует времени не менее недели. С учётом этого имеет смысл заранее побеспокоиться о банковском обеспечении:

  • выбрать банк;
  • подготовить все требуемые им документы;
  • получить предварительное согласие банка;
  • оформить гарантию.

Несмотря на некоторую сложность, такая игра стоит свеч, ведь правильно оформленные документы позволят участнику без запинки попасть на аукцион, оставляя при этом собственные средства свободными. К тому же постоянные и проверенные участники торгов легко уговорят серьёзные банки на обеспечение исполнения контракта. Работать выгоднее легально, а тем временем правовые новации не заставят себя ждать.