Сумма обеспечения исполнения контракта: зачем она нужна?
Непременной составляющей участия в госзаказе выступает так называемый обеспечительный платеж. Федеральным законом 44-ФЗ установлено требование к компании-победителю о необходимости доказать свою состоятельность и благонадежность путем получения банковской гарантии или перечисление на счет заказчика денежную сумму.
Законодатель предписал заказчику устанавливать требование об обеспечении: так государство застраховано от возможной недобросовестности и непредвиденных случайностей.
Природа обеспечительного платежа такова, что при уклонении подрядчика от подписания контракта или его выполнения, нарушении стандартов качества, просрочки и других отклонений от условий контракта, внесенная сумма или ее часть остаётся у заказчика. Наступление подобных обстоятельств запускает и механизм банковской гарантии, чтобы заказчик мог получить свою положенную «страховку».
Сумма обеспечения исполнения контракта: к каким затратам готовиться поставщику?
Расчёт суммы обеспечения исполнения контракта регламентирован непосредственно в законе. Обеспечительный взнос привязан к сумме контракта и зависит от ряда составляющих. Приведём основные параметры расчёта взноса:
- Общее правило исчисляет обеспечительную сумму исполнения контракта в размере от 5 до 30% установленной договорной цены. Размер платежа определяет заказчик, форму обеспечения – гарантию или внесение платежа – выбирает подрядчик.
- Нижний порог повышается до 10%, если стоимость контракта выше 50 миллионов рублей. Верхний и нижний пределы также могут колебаться, поскольку норма закона по «дорогим» контрактам приравнивает размер обеспечительного и авансового платежа. Если же аванс 50-миллионной сделки больше на 30% самой цены, то верхний предел соответственно повышается, и тогда подрядчик вынужден вносить две суммы – аванс плюс обеспечительный платеж в том же размере.
Ещё одна математическая выкладка регламентирована законодателем в качестве антидемпинговых мер: по идее, такой подход должен предупреждать искусственное снижение контрактных цен с целью последующего выдворения конкурентов с рынка. Приведём несколько принципов антидемпинговой методики по закону о госзакупках.
- Механизм корректировки обеспечительного взноса включается при наличии двух условий:
- контракт стоит дороже 15 миллионов рублей;
- подрядчиком предложено снижение заявленной цены на четверть и более.
- Поставщик, уменьшивший сумму сделки, до подписания контракта должен внести обеспечение в полтора раза выше документально установленного. Если сделка включает аванс, то размер гарантийного платежа не может быть меньше авансовой суммы.
- Закон «защищает» и государственные заказы на сумму ниже 15 миллионов, обязывая снизившего цену подрядчика внести повышенный обеспечительный взнос. При этом имеется «бесплатная» альтернатива: участник может получить заказ и в том случае, если предоставить информацию о собственной добросовестности на дату подачи заявки.
Не будем углубляться в перечисление информации о добросовестности – подробно она регламентируется статьей 37 ФЗ-44. Укажем лишь, что главным источником сведений при этом становится Реестр контрактов.
Сумма обеспечения исполнения контракта: пример расчёта суммы
Возьмём конкретную ситуацию и проиллюстрируем нормы закона на примере.
Вариант 1
Предположим, заказчик указал начальную сумму сделки 10 млн рублей. Закон позволяет в таком случае установить обеспечительный взнос от 500 тысяч до 3 миллионов рублей. Возьмем для удобства взнос в 1 млн рублей. Если подрядчика цена устраивает, то далее всё понятно: он предоставляет независимую гарантию на 1 млн рублей, подписывает документы и приступает к выполнению.
Вариант 2
По этому же заказу поставщик желает снизить цену до 7 млн рублей, то есть более чем на четверть, но предоставить доказательств своей добросовестности в трактовке ст. 37 закона он не может. Следовательно, ему нужно быть готовым внести сумму обеспечения исполнения контракта 1,5 млн рублей, то есть в полтора раза выше указанного в документации размера. Если заказчик получил гарантию или денежный взнос в повышенном размере, то далее всё по плану: подписываем контракт, приступаем к работе.
Вариант 3
Может произойти так, что заказчик для контракта стоимостью 10 млн рублей предусмотрел аванс на 2 млн, тогда поставщику, снизившему цену до 7 млн рублей, придётся внести обеспечение в 2 млн, то есть, не менее размера аванса.
Вариант 4
Для жаждущих «дорогого» контракта на 100 млн рублей следует быть готовым предоставить гарантию в пределах от 10 до 30 млн рублей или внести обеспечение в указанном размере на спецсчет. Если же заказчик составил извещение с условием 40-миллионного аванса, то расстаться в обеспечение сделки придётся уже с 40 миллионами рублей.
Вот так строятся расчёты на столь популярном рынке госзаказов.