Требуется обеспечение исполнения контракта по 44 фз: кому и зачем?
Доверие чрезвычайно важно в хозяйственных операциях: всякий предпочтёт проверенного контрагента неизвестному предпринимателю. Однако бывает так, что нарушение договора происходит из-за форс-мажора и по не зависящим от должника причинам.
Как обезопасить себя от таких ситуаций? Ведь хозяйственные договоры дело серьёзное и чаще всего заключаются на достаточно солидные суммы, а особенно, госконтракты. Одной из самых востребованных в деловом обороте обеспечительных процедур стала банковская гарантия.
До 2013 года вопрос обеспечения обязательств по контрактам не стоял остро. И это понятно, ведь выдавать обеспечение по контракту имели право не только кредитные организации, но и страховые компании. С принятием же госзакупочного закона ФЗ-44 ситуация изменилась: по общему правилу теперь требуется обеспечение всех сделок за некоторыми небольшими исключениями.
Ранее существовавшая тендерная практика изменена новым законом в корне: каждый участник должен быть готов предъявить банковское обеспечение. Гарантия должна быть выдана финансовым учреждением, внесённым в спецреестр согласно нормам ФЗ-44 — документы от иных гарантов на аукционах не принимаются.
По новому закону заказчик указывает, что требуется обеспечение исполнения контракта по 44 фз:
- в уведомлении о закупке;
- в закупочной документации;
- в проекте госконтракта.
Без гарантийного документа или хотя бы перспективы получить независимую гарантию не имеет смысла отправляться на торги: надеяться на получение лакомого государственного заказа можно лишь с принципиальным согласием гаранта в кармане, причём оформленного строго по закону.
Требуется ли обеспечение исполнения контракта по 44 фз в процедуре с единственным подрядчиком?
Законом ФЗ-44 от 2013 года предусмотрены и варианты, когда можно обойтись без банковской гарантии. Возможно такое лишь в процедуре с единственным подрядчиком. Сфера использования подобных тендеров прописана в законе: очевидно, что для участника этих торгов имеется реальный шанс упростить себе жизнь и обойтись без обеспечительных документов.
Впрочем, закон не обязывает «единственного» поставщика отказаться от банковской гарантии, а лишь предоставляет ему такое право. Иными словами, заказчик может принять на свое усмотрение решение о том, требуется ли обеспечение исполнения контракта по 44 фз.
Впрочем, следует внимательно подойти к оформлению тендерных документов в виду очередной правовой коллизии. Так, в 2015 году правительство приняло постановление от 06.03.2015 N 199 о допустимости «безобеспечительных» контрактов в некоторых случаях. В то же время ФЗ-44 сохранил норму, согласно которой в закупочной документации должно быть непременно зафиксировано обеспечительное требование.
Нужно ли обеспечивать контракт в 2015 году?
Указанным правительственным документом сделана попытка уменьшить финансовую нагрузку на участников тендеров. Так, предполагалось освободить от обеспечения:
- субъектов МП и социально ориентированные некоммерческие организации при некоторых ситуациях: проведение электронных аукционов, конкурсов, запросов предложений;
- сделки с полным банковским сопровождением;
- сделки с авансовым платежом на специальный казначейский счёт.
Однако попытки законодателя облегчить жизнь добросовестным участникам тендеров пропали втуне: постановление составлено таким образом, что заказчик по-прежнему обязан указать обеспечительное требование в документации о закупке, а нарушителей этой противоречивой нормы ждёт крупный административный штраф. Поэтому вопрос, требуется ли обеспечение исполнения контракта, до согласования законодательных норм имеет лишь один ответ. За оформлением гарантии, вы можете обратиться к нашим менеджерам.