Закон 44: обеспечение исполнения контракта в госторгах

Закон 44: обеспечение исполнения контракта

Взаимоотношения между государственными заказчиками и исполнителями никогда не были простыми. В любой сделке редко когда получается так, что всё идеально. Так, заказчики могут быть нечистыми на руку или слишком требовательными. Исполнители же могут плохо работать, поставлять некачественную продукцию, а то и вовсе исчезать с деньгами. Эти и другие причины приводят к неэффективному расходованию бюджетных средств. Ещё несколько лет назад аналитиками было подсчитано, что едва ли не половина денег от госзаказа уходит в никуда. Такая ситуация, безусловна была неприемлема, как для законодательной и исполнительной власти, так и для обычных граждан, чьи налоговые платежи уходили кому-то в карман.

Закон 44-ФЗ был принят с целью повысить эффективное расходование бюджетных средства, а одним их его основных пунктов стало обеспечение исполнения контракта.

Особенности взаимодействия сторон в государственном заказе

В отличие от действовавшего ранее 94 закона, данное правило стало гораздо более жёстким. Это было сделано для того, чтобы добиться главных задач:

  • Снизить количество фактов злоупотреблений, как заказчиками, так и исполнителями
  • Повысить эффективность выполнения работ, оказания услуг и качество поставляемой продукции

Безусловно, ни одна компания не пожелает рисковать своими собственными денежными средствами ради получения заказа, который при его некачественном исполнении может оказаться убыточным. Примечательно, что страхование рисков заказчиков уже введено достаточно давно, но закон 44 изменил сам механизм процедуры, поскольку обеспечение исполнения контракта теперь контролируется гораздо более жёстко. Изменения действительно произошли достаточно серьёзные. Так, до 2013 года компании могли выбирать из возможных вариантов – страховые полисы от соответствующих структур, получение банковских гарантий от кредитных организаций, либо залог. Примечательно, что очень часто этот выбор и вовсе не делался, а просто печатался поддельный полис или фальшивая гарантия, которую было трудно проверить. Махинациями занималась и третья сторона, которая эти риски страховала. Банки в погоне за прибылью выпускали необеспеченные реальными деньгами гарантии, страховые компании и организации-поручители делали практически тоже самое. Сейчас контроль значительно ужесточился. Страховых фирм и компаний-поручителей на данном рынке услуг уже нет, а банковские гарантии легко проверить на подлинность, при этом их могут выдавать только надёжные финансовые учреждения и содействовать проверенные брокеры.