Обеспечение получения банковской гарантии
В любой сфере деятельности, наряду с законными механизмами всегда будут существовать псевдоорганизации или отдельные личности, которые используют определённые, порой криминальные схемы для того, чтобы получить лёгкие деньги. Система государственного заказа является особо лакомым кусочком для подобных фирм, ведь здесь идёт оборот очень крупных денежных средств. В средствах массовой информации очень часто можно узнать о фактах тех или иных махинаций или мошеннических действий. Это касается разных аспектов тендерного рынка. Особенно серьёзные проблемы до последнего времени возникали в части исполнения страховых требований заказчика.
Почему так происходило
Законы, которые приняты государством, призваны ограничить разнообразные теневые и нелегальные механизмы. Обеспечение получения банковской гарантии было введено с целью защиты бенефециаров от недобросовестных компаний, однако этот механизм многие годы работал крайне неэффективно и совсем плохо. Махинации в данной сфере были как достаточно примитивными и простыми, так и сложными. Так или иначе страдали от этого простые люди, который взамен детских садов получали долгострои, вместе больниц на выходе оказывались аварийные здания и так далее. Действовали в данной ситуации недобросовестные подрядчики по-разному. Самый простой вариант был: просто напечатать липовую гарантию от банка. То есть копировали реальные бланки и подделывались печати и подписи. Поскольку общей системы проверки данного документа не было, чаще всего заказчики верили данным псевдодокументам, а на выходе при некачественном выполнении сделки не могли возместить ущерб. Более изощрённые схемы предполагали подкуп отдельных сотрудников банка, которые делали гарантии на реальных бланках, но не подкреплённые денежными средствами. То есть изготавливались те же самые липовые документы. В третьих случаях, гарантии действительно выдавались финансовыми учреждениями, только вот эти обязательства сам банк заведомо не мог выполнить. Гарантии печатались пачками на огромные денежные суммы превышающие капиталы финансовых учреждений. Когда же возникала страховая ситуация, у банков просто не было денег, чтобы возместить страховку заказчика. Чтобы исключить эти и другие ситуации в законе 44-ФЗ был принят ряд специальных пунктов, но самое главное — введено сразу несколько реестров. В одном из них указаны только конкретные банки, которые имеют право оформить банковскую гарантию клиенту. В другом – сами гарантии, которые может проверить любой заказчик. Как результат, сегодня можно легко определить подлинность документа, соответственно исключить махинации с данным механизмом тендерных сделок, а также всегда можно обратиться за помощью к опытным специалистам.