Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ как механизм защиты от недобросовестных исполнителей

Вопросы минимизации рисков заказчиков при заключении сделок всегда остаётся актуальным для государства. Это неудивительно, ведь ежегодно из-за неисполнения или некачественного выполнения контрактов теряется серьёзная часть бюджетных средств. Ещё несколько лет назад потери государства были значительными, поскольку нередки были ситуации, когда торги выигрывала фирма-однодневка, получала предоплату за поставку товаров или оказание услуг, но свои обязательства не выполняла, впоследствии попросту исчезая из горизонта. Внедрение финансового обеспечения сделки со стороны исполнителя было призвано решить эту проблему. Однако она никуда не исчезла. Суть в том, что разработанный механизм в виде страховых полисов, поручительств организаций и банковских гарантий не работал. Рынок был наводнён фальшивками и поставными фирмами. В итоге страховки и поручительства убрали, а обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ сегодня возможно только внесением реальных денег или оформлением банковской гарантии. В последним вариантом тоже, впрочем все было не так гладко и отличия от текущем ситуации по сравнению с тем что было ещё в 2014 году очень серьёзные.

Обеспечение исполнения контракта до принятия 44 фз

Пока в сфере обеспечения сделок господствовали страховые полисы и поручительства компаний, банкиры были на вторых ролях. Это неудивительно, ведь всем известна пресловутая волокита в финансовых учреждениях, а также высокие ставки за их услуги. Когда полисы и договора поручительств убрали по идее должен был пробить звёздный час для многочисленных банкиров. Но это не произошло.

Гарантии действительно оформлялись в огромных количествах, но это делали не столько банки, сколько многочисленные посреднические фирмы. Рынок просто захлестнуло поддельными документами. При этом проверить их было очень трудно, к тому же заказчики в большинстве случаев просто не утруждали себя такой дополнительной работой. В итоге количество невыполненных контрактов не снижалось, а бюджетные средства продолжали исчезать. С другой стороны нередко возникали и иные случаи. Иногда происходило так, что заказчики действительно проверяли гарантии на предмет их подлинности. Будучи уверенными, что документ действительно реальный, бенефициары подписывали контракты, а когда они не выполнялись опять же возникали ситуации, когда собственные денежные средства не удавалось вернуть.

Это случалось по двум причинам. В первом случае коррумпированные банковские специалисты просто за определённый гонорар занимались оформлением банковской гарантии в обход установленным правилам. Фактически они выдавали такие документы самостоятельно, когда же факт нарушения вскрывался банк просто открещивался от такого документа. Во второй ситуации в погоне за высокими доходами банки выдавали ничем необеспеченные гарантии. В результате капиталы финансовых учреждений не могли покрыть обязательства по платежам таких документов.

Антикоррупционные инструменты в 44 фз

Только в 2014 году вся эта вакханалия наконец прекратилась, когда государственные разработали новый закон о контрактной система. С его принятием и вступлением в силу обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ в виде банковской гарантии осталось. Только вот существенно изменились условия. Так, главным нововведением стал реестр банковских гарантий. Сегодня каждый такой документ должен быть внесен банкирами в специальные списки. В результате такой прозрачности, теперь гарантии стало проверять на подлинность очень легко. Фактически – несколькими кликами мышки через интернет.
Для того, чтобы увеличить надёжность самих банков их теперь также проверяют и выдают специальные разрешения. Сегодня заниматься оформлением банковских гарантии могут только серьёзные финансовые учреждения с оборотами не менее миллиарда рублей.

К сожалению, с вступлением в силу этих нововведений значительно больше проблем стало у самих исполнителей. Поскольку конкуренция в банковской сфере существенно снизилась, финансовые учреждения начали диктовать свои права, которые для принципалов стали очень жёсткими, а порой и невыполнимыми. Как результат, многие добросовестные компании, особенно это касается мелкий фирм, просто обанкротились. Всё потому, что им не выдавали гарантии, а денег для обеспечения сделки было брать негде. В итоге в 2015 для поддержания малого бизнеса в ряде случаев обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ отменили. Пока эта мера является временной и действует только на определённые виды торгов, которые составляют лишь малую часть от всех сделок государственного заказа. Выходом для многих компаний является сегодня поддержка брокеров. Только опытные специалисты способны помочь быстро удовлетворить требования банков, оформить банковскую гарантию и получить возможность участвовать в открытых конкурсах и заключать выгодные контракты.