Обеспечение исполнения контракта: статья закона

Обеспечение исполнения контракта: статья закона на защите заказчика

Любые торги с первого взгляда кажутся достаточно простым делом. Нужно только предложить лучшие условия заказчику – и тебя объявят победителем. По сути так и есть, однако для того, чтобы сделки были надёжными с обеих сторон, разработан целый ряд механизмов, которые закреплены на законодательном уровне. Для заказчика главное – это чёткое выполнение контракта, чтобы компания-исполнитель не отказалась в последний момент от заключения договора, а подписав контракт – неукоснительно соблюдала все его условия. В данной ситуации государство чётко защищает любого бенефициара. Так, федеральный закон 44-ФЗ предусматривает обеспечение исполнения контракта при любом тендере, при этом подобную процедуру прописывает 96 статья закона.

Со стороны может показаться – зачем это нужно. Ведь любой договор имеет юридическую силу, и если сторона не выполняет договорённости, то взыскать моральные и материальные издержки всегда можно в суде. Однако любые такие разбирательства – это в первую очередь потеря времени. Суды могут длиться годами. Для государственных заказчиков подобный вариант просто недопустим. К примеру, компания выиграла тендер на строительство социального жилья для инвалидов и не выполнила контракт. Муниципальные власти в лице заказчика обращаются в суд. Через год они его выигрывают, а ещё спустя год приставы взыскивают с исполнителя неустойку. Всё это время на объекте не будет вестись никаких работ и он просто превратится в долгострой. Пострадает как имидж государственных структур, так и инвалиды, которым придётся просто ждать, пока завершаться все разбирательства. Чтобы не допустить подобных ситуаций и вносится обеспечение исполнения контракта, при этом 96 статья 44-ФЗ говорит, что исполнитель перечисляет из собственных средств заказчику определённую денежную сумму или выбирает вариант получить банковскую гарантию. Благодаря таким условиям, заказчику не придётся обращаться в суд и ждать долгое время, пока с недобросовестного исполнителя будет взыскана неустойка. Бенефициар сможет просто оперативно возместить издержки с помощью страховой суммы и нанять нового принципала.

Обеспечение исполнения контракта: что говорит статья 96 про возврат обеспечения

Конечно, при таких условиях исполнитель находится в не очень выгодном положении. Ведь прежде чем заработать, необходимо сначала заплатить. Однако деньги, которые он оставит заказчику, при качественном выполнении контракта к принципалу впоследствии вернутся. Кроме того, исполнителю будут перечислены денежные средства непосредственно за выполненные поставки или работы. В данном случае принципалу очень важно тщательно изучить договор перед его подписанием, чтобы заказчик не мог манипулировать по его усмотрению отдельными пунктами контракта. Желательно указать в самом договоре, чтобы обеспечение исполнения контракта по 44 фз было возвращено не позднее, чем через месяц после окончания выполнения всех работ, и в контракте об этом была прописана отдельная статья.

Каждому исполнителю следует понимать и тот факт, что если он желает выиграть тендер любой ценой, например, снижать цену до победного конца, то здесь сумма обеспечения может возрасти. Это, так называемые антидемпинговые меры. В данном случае заказчики ещё больше перестраховываются. Таким образом, если максимальная сумма обеспечения при стандартном раскладе составляет 30% от величины контракта, то при значительном снижении цены на торгах, она может возрасти до 50%.

Обеспечение исполнения контракта: кого статья 96 освобождает доказательства благонадежности

Идеальная ситуация для каждого принципала – это когда обеспечение исполнения контракта не нужно делать, в законе есть и такая статья. Но данные ситуации крайне редки. Между тем они существуют. Так, никакие залоги не нужны при запросе котировок. Это даёт возможность участвовать в таких торгах только созданным компаниям без серьёзных оборотных капиталов. Не надо обращаться в банки за выдачей банковской гарантии при заключении договора с единственным поставщиком, то есть не проводя конкурс или аукцион. Но такая возможность у исполнителя существуют только в том случае, если заказчик сам разрешил ему не предоставлять залог. Избавлены от лишних расходов и казённые учреждения. Это неудивительно, поскольку государство у своих структур требовать деньги не будет. Правда, бюджетным предприятиям уже обеспечение вносить нужно. Всё потому, что данные структуры уже сами имеют возможность зарабатывать деньги, в отличие от казённых учреждений.

В любом случае каждая ситуация индивидуальна, а исполнителю всегда следует готовиться к самому затратному развитию событий или обратиться к брокеру за консультацией как сэкономить деньги. Только тогда не будет проблем при заключении и исполнении контрактов.