Независимые гарантии и банковские гарантии: современные реалии

Правовые отношения и современные реалии в банковских гарантиях

Наверно, ни один финансовый инструмент в гражданском праве нашей страны не вызывал столько дискуссий, как оформление независимой гарантии. Любопытно, что такой инструмент официально был закреплён ещё в ГК СССР в 1964 году, хотя до развала союза он почти не использовался.

Изменения положений о гарантиях в законодательстве

Только в 1994 году гарантия стала самостоятельным институтом. За основу были приняты инструменты, успешно применяющиеся в цивилизованном мире западных стран. Однако первоначальный опыт оказался достаточно печальным. По сути этим инструментом стали злоупотреблять со всех сторон. Сама независимая гарантия регулируется гражданским кодексом нашей страны, а именно статьёй 368. Согласно ей гарант по просьбе клиента принимает на себя финансовые обязательства по уплате денежных средств заказчику. Если какая-то из сторон не выполняет свои обязательства, то споры решаются в судебном порядке. Эта самая статья ГК определяет то, что гарантом может быть любое юридическое лицо, то есть, так называемым поручителем может быть кто угодно. Так и происходило, пока работал ФЗ-94. Документ выдавался кем угодно и когда угодно. В стране могла быть зарегистрирована якобы кредитная организация, которая штамповала гарантии буквально пачками. Это приносило большие доходы подобным компаниям, а заказчики и исполнители терпели убытки. Бенефициар не мог вернуть аванс или предоплату в случае некачественного исполнения контракта. Принципалы вносились в чёрные списки недобросовестных поставщиков.

В итоге заканчивалось всё уголовными делами и судами. Главная проблема была в том, что все судебные споры, как правило продолжаются очень долгое время, начиная от подачи искового заявления и, заканчивая принятием решения. А ведь ещё после этого судебным приставам необходимо взыскать с ответчика положенную по суду сумму. Это могло длиться годами. Многие компании, чтобы не платит по искам объявляли процедуру банкротства и успешно её проводили ещё до принятия судебного решения. В результате очень часто взыскивать средства было и вовсе не из кого.

Главными потерпевшими в данном случае оказывались заказчики. Они попадали в такие ситуации, когда деньги были заплачены, а работа не сделана. Стройки замораживались, поставки не выполнялись, работы стояли. Приходилось либо нанимать новых исполнителей (если изыскивались снова денежные средства), либо ожидать решения судов. Страдали и исполнители, когда недобросовестные заказчики отдавали контракты на исполнение своим, подставным фирмам, а обычные компании терпели из-за этого серьёзные убытки.

Теперь данные факторы пресечены ФЗ-44, согласно которому гарантии могут выдавать только те банки, которые проверены Министерством финансов, а сами документы проверяет Федеральное казначейство. С одной стороны – это дополнительная бюрократия, однако пока именно такие меры позволяют минимизировать проявления мошенничества, обмана и коррупции. Теперь все могут друг друга легко проверить. Достаточно иметь только под рукой интернет. Исполнитель через список Минфина выбирает банк. Само финансовое учреждение осуществляет проверку исполнителя, а заказчик проверяет легитимность выдачи банковской гарантии в специальном реестре.

Коллизии законодательства

В итоге возникает парадокс – один закон ФЗ-44 определяет одно, ГК – другое. В данной ситуации очень сложно разобраться даже опытному юристу и, наверняка, пока будут идти нестыковки в законах, будут продолжаться и споры. В любом случае сегодня есть институты, которые помогают клиентам решать все юридические и иные вопросы. Профессиональные брокерские фирмы помогают значительно ускорить процесс получения независимой банковской гарантии или небанковской, а сторонам сделки сосредоточиться на самом главном – организации и участии в торгах, а также подписании контрактов.
Звоните нам, и мы поможем оформить гарантию на выгодных для Вас условиях.