Независимая гарантия с 1 июня 2015: что изменилось?

Независимость или серьёзная зависимость?

Такой документ, как банковская гарантия является важнейшим для любой компании, которая принимает участие в тендерных сделках. Он фактически является пропуском на большие игры под названием конкурс или аукцион. Без банковской гарантии сегодня принимать участие в торгах просто невозможно. Поэтому любая компания, которая готовится к конкурсу всегда уделяет данному вопросы повышенное внимание.

Только вот теперь в гражданском кодексе вроде бы как банковской гарантии на стало. Данный документ именуется независимая гарантия с 1 июня 2015 года. Первое прилагательное означает, что теперь ни от кого не нужно быть зависимыми. Но так ли это? Попробуем разобраться, кто от кого был зависим и перестало ли это быть реальностью? Итак, каждый исполнитель контракта являлся зависимым сразу от двух факторов: требований заказчика или условий банка. Во время участия в тендерах бенефициары требовали гарантии, либо по ФЗ-223 либо по ФЗ-44. Разницы здесь как могло не быть никакой, так и оказаться существенной.

Так все гарантии согласно 44 закону обязаны быть внесены в реестр, а получить такой документ можно было только в одном из банков, которые утверждены Министерством финансов нашей страны. Таких учреждений сегодня насчитывается порядка 350, правда, реально из них документы выдают далеко не все. Существует определённая прослойка банков, у которых распространена услуга по выдаче банковской гарантии ФЗ-44. Они диктуют свои условия, порой для кого-то кажущиеся слишком жёсткими. Но их необходимы выполнять, иначе компания не будет допущена до торгов. По ФЗ-223 требования к реестрам минфина и федерального казначейства отсутствуют. Но здесь есть один нюанс – с одной стороны исполнитель вправе выбрать сам банк, который ему выдаст гарантию. С другой – в качестве дополнительного условия участие в тендере заказчик может потребовать, чтобы банк обязательно входил в 10, 20 или 50 крупнейших финансовых заведений страны.

Новые возможные манёвры

Независимая гарантия с 1 июня как бы позволяет исполнителю контракта получить более широкое пространство для манёвра. Теперь ему не нужно определяться между крупнейшими банками страны и ломать голову, как же выполнить все их требования. Достаточно выбрать коммерческую структуру, которая может заниматься подобным видом деятельности и готово! Но не всё так просто, опять же, если заказчик в своих требованиях пропишет, что нужна именно гарантия по ФЗ-44 для участия в торгах, то никакие коммерческие структуры не помогут. Здесь выход может быть только один – подавать заявки на торги, где подобных жёстких ограничений не будет. Это вполне возможно на небольших коммерческих конкурсах, но и там вполне вероятно, что бенефициар может потребовать гарантию именно от банка – зачем ему рисковать собственными средствами. В результате механизм независимой гарантии с 1 июня совсем не отменяет зависимость исполнителей, от заказчиков. Она только расширяет варианты для бенефициаров.

Что касается самих гарантов, то здесь действительно должна появится большая конкуренция и независимая гарантия с 1 июня призвана отменить монополию банков на данный вид услуг. Вот только здесь всё тоже зависит от самих заказчиков. Пойдут ли они на такие шаги, когда на тендере не нужна будет гарантия по 44 закону, а достаточно будет документа от коммерческой фирмы. В результате, конечно же, коммерческие учреждения, которые будут выдавать гарантии, появятся, однако, наверняка, их будет совсем немного. Ведь количество конкурсов, где заказчикам будет хватать обычной гарантии от небольшой фирмы вряд ли будет большим. С другой стороны, время покажет и, вполне возможно, что банки утратят свою монополию на выдачу независимой банковской гарантии.
Если Вам требуется дополнительная справочная информация от наших специалистов, вы можете обратиться к нам по телефону или через форму обратной связи.